Компании: | 22 616 |
Товары и услуги: | 21 369 |
Статьи и публикации: | 1 710 |
Тендеры и вакансии: | 350 |
ВНИМАНИЕ!!! КАКИЕ БЫВАЮТ ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ.
Охлаждающая жидкость (далее по тексту ОЖ) - антифризы и тосолы - не менее важна для мотора, чем масло. Она сохраняет идеальный для работы двигателя температурный режим, защищая от чрезмерного изнашивания деталей, коксования масла и отложения нагара. А вот некачественная ОЖ может не просто привести к «закипанию» масла, а натурально «съесть» двигатель - коррозия способна разрушить его так, что останется только ставить новый.
Прилавки магазинов с охлаждающими жидкостями и интернет-страницы пестрят многообразием представляемой продукции различных брендов и производителей. Состав ВСЕХ охлаждающих жидкостей (судя по этикеткам) - одинаков: этиленгликоль, вода, пакет присадок. А при эксплуатации автомобиля все ведут себя по-разному. Сертификация проблему не решает - сертификат есть у ВСЕХ, а именно - сертификат соответствия заявленных технических условий производства охлаждающей жидкости реальным.
Начнем с основы. Единственный, к сожалению разработанный еще в советские времена, нормативный документ, определяющий требования к ОЖ - ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия» определяет состав как: «Охлаждающие низкозамерзающие жидкости - водные растворы этиленгликоля по ГОСТ 19710 или гликолевых и водногликолевых потоков его производства, представляющих собой этиленгликоль с массовой долей воды до 30 %, с антикоррозионными, антивспенивающими, стабилизирующими и красящими добавками».
В реальности многие предлагаемые потребителю ОЖ в своем составе содержат глицерин и одноатомные спирты - продукты, не являющиеся побочными продуктами производства этиленгликоля. Делается это, прежде всего, с целью удешевления конечного продукта.
Глицерин. Конечно, используя в качестве компонента глицерин, можно с определенной долей правды говорить о некотором улучшении теплотехнических и природоохранных свойствах охлаждающей жидкости, но негативное его воздействие многократно больше.
Известно, что при работе в системе охлаждения этиленгликоль со временем подвергается окислению с образованием продуктов, имеющих кислую среду, коррозионно-активных по отношению к сталям. Для нейтрализации этих продуктов в состав охлаждающих жидкостей входят присадки, определяющие антикоррозионные свойства и ресурс эксплуатации ОЖ. Производителями автомобильных моторов устанавливается периодичность замены ОЖ в системе охлаждения двигателя. Заметьте, эта периодичность устанавливается из расчета использования в системе охлаждения двигателя ОЖ на основе только этиленгликоля.
Глицерин гораздо быстрее окисляется, соответственно быстрее жидкость в системе охлаждения двигателя насыщается «кислыми» продуктами распада, быстрее вырабатывается пакет присадок, быстрее наступает период коррозионного воздействия на материалы системы охлаждения двигателя и самого двигателя. Концентрация компонентов, обеспечивающих эксплуатационные свойства ОЖ при низких и высоких температурах, падает. Соответственно возрастает температура начала кристаллизации жидкости и снижается ее температура кипения. Конечно, есть мировые бренды ОЖ, изготовленные на основе глицерина с высоким сроком эксплуатации ОЖ. Но не надо забывать, что пакет присадок, обеспечивающий высокие эксплуатационные свойства данных ОЖ разработан специально для такого типа ОЖ. Неискушенный отечественный производитель не утруждает себя данным нюансом и в ОЖ с использованием глицерина применяет (в лучшем случае) пакет присадок, предназначенный для гликолевых минеральных или (большая редкость) карбоксилатных продуктов.
Кроме того, применение глицерина в качестве компонента ОЖ неизбежно ведет к повышению удельного веса жидкости (плотности), а, следовательно, к увеличению динамической и кинематической вязкости жидкости, особенно при отрицательных температурах. Для обеспечения циркуляции такой ОЖ по контурам охлаждения требуется значительно больше энергии, которая определяется мощностью двигателя. Т.е. полезная работа двигателя в большей степени расходуется на вспомогательную функцию - обеспечение температурного режима собственной эксплуатации.
Нельзя не отметить и снижение смачивающей (проникающей) способности ОЖ с добавлением глицерина, по сравнению с ОЖ на основе только этиленгликоля. Это означает, что в современных системах охлаждения двигателей - компактных, но имеющих развитую поверхность теплообмена, и где сечение каналов сведено к минимуму - снижается эффективность полноценной, по всей поверхности теплообмена, циркуляции ОЖ. Это может привести к перегреву двигателя.
Готовы ли Вы к тому, чтобы немаленькая часть вашего «подкапотного табуна» работала на вращение помпы системы охлаждения, срывая во время «холодного запуска» штифт и ремень? Любите ли Вы выполнять процедуру замены охлаждающей жидкости два раза в год, а не раз в два-три года, как это рекомендуют производители автомобильных двигателей? Если «ДА», то обязательно купите ОЖ с добавлением глицерина.
Спирты. Прежде всего, метиловый спирт (метанол) - наиболее дешевый из ВСЕХ спиртов, (остальные спирты стоят дороже гликолей). Добавляют его исключительно недобросовестные производители ОЖ, которым, по сути, наплевать на своего потребителя. Удешевляя продукт и «подгоняя» его «плотность» под требования ГОСТ, особенно в случаях производства ОЖ на основе глицерина, «забывают», что метанол - легковоспламеняющаяся жидкость (ЛВЖ), к тому же не образующая с водой азеотропных смесей. При нагреве ОЖ в системе охлаждения двигателя до рабочей температуры в расширительном бачке системы охлаждения, в паровой фазе - практически «голый» метанол. Любая разгерметизация системы охлаждения - и вероятность воспламенения подкапотного пространства стремится к единице.
Кроме того, наличие метанола (Ткип. = 64,5 °С) значительно снижает температуру кипения ОЖ в системе охлаждения двигателя. Соответственно, не исключается возможность «закупоривания» каналов системы охлаждения двигателя паровыми пробками, как следствие - ухудшение теплообмена и перегрев двигателя.
Не стоит забывать и об отменном «аппетите» метанола по отношению к резиновым деталям.
Если вы любите стоять на обочине, ожидая естественного охлаждения «закипевшего движка»; Ваш багажник забит патрубками системы охлаждения двигателя, а в душе Вы мечтаете использовать капот в качестве мангала - ОЖ с добавлением метанола - Ваш продукт.
Доступный способ определения содержания глицерин и/или спирта в ОЖ.
Определение плотности. По ГОСТ 28084-89 у ОЖ с температурой начала кристаллизации минус 40 °С этот показатель при 20 °С должен быть в пределах 1,065 - 1,085 кг/дм3. Реально, у данных продуктов, изготовленных строго по ГОСТ, данный показатель будет в пределах 1,075-1,080 кг/дм3 (И. Н. Белокурова, работник знаменитого отдела ТОС ГСНИИОХТ, где появился первый ТОС-ОЛ, принимавшая непосредственное участие в разработке ГОСТ 28084-89. Любое добавление глицерина приведет к увеличению данного показателя. Недобросовестный производитель может компенсировать это изменение добавлением в состав метанола и нивелировать разницу.
Определение фракционных данных. Согласно ГОСТ 28084-89 температура начала перегонки должна быть не менее 100 °С. Любое добавление спиртов снизит данный показатель. Если нет возможности определения фракционных данных можно с большей или меньшей степенью уверенности посмотреть результаты испытания на определение температуры кипения. ОЖ, изготовленная без спиртов и имеющая температуру начала кристаллизации минус 40 °С, при нормальных условиях (атмосферное давление 760 мм.рт.ст.) закипит не менее, чем при 108 °С. Получили такой результат - значит спирта там нет. (см.п.1).